alarmist79 (alarmist79) wrote,
alarmist79
alarmist79

Categories:

Безделья пост

Обнаружил изложение части лекции по истории настольных игр Дмитрия Скирюка skyruk. на ФантАссамблее
Тезисы таковы
1. Первая игра была рандомной (простейший пример таких игр - кости).
2. Это был жребий в виде "камушка, отмеченного плевком с одной строны"
3. "Математические" перестановочные игры (древнейшая - манкала http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0) возникли позже.
4. Их возникновение было связано с переходом к земледелию
5. Впоследствии из объединения рандомных и "математических" игр возникли синтетические варианты вроде шумерского ура и современных нард. 
6. Присутствующая на доске ура восьмиконечная "розетка", дающая право на дополнительный ход - это символ богини Иштар.
Резюме: 1-4 - нет. 6 - как минимум перепутана богиня.
Теперь подробнее.


= Первой игрой на свете был жребий.=

Нет. "Математические" игры по определению старше рандомных. Способность к аналоговому представлению чисел есть даже у ворон, это глубоко дочеловеческое - а отсюда до счёта на камешках, палочках, пальцах рукой подать. Наоборот, сама идея рандомных игр далеко нетривиальна - и, очевидно, возникла далеко не сразу и не в один приём. О чём далее. 

= Генератор рандомных чисел д2 - камушек, отмеченный с одной стороны плевком.=

Опять нет. Возникновение классической рандомной игры - кости - объяснено уже в самом названиии. Кости - это и есть кости мелкого рогатого скота (на него охотились либо его выращивали практически все) - конкретно надкопытные. Вот эти 

При этом эволюция костей шла к рандому от гораздо более тривиальных игр. Исходный вариант - это явно нечто вроде казахских асыков. Кости бросаются не в белый свет, а с таким расчётом, чтобы они заняли нужные позиции или выбили другие кости из круга. Такая игра предметна и осмыслена - и развивает ловкость и глазомер (а практически все спортивные игры, например - это в той или иной степени имитация практической деятельности охотников палеолита). Однако, она неизбежно заключает в себе значительный элемент рандомности - кости далеко неидентичны. Отсюда возможны последовательные шаги к полному рандому.
Теперь вернёмся к жребию. Дело в том, что, как ни  странно, результат игры типа асыков для охотника действительно обладает... предсказательным потенциалом. Проигрыш/выйгрыш в игре, требующей ловкости, точности и глазомера, в общем, позволяет оценить форму, в которой находиться охотник или воин. Его "везение" на войне и охоте вполне может коррелировать с везением в игре. Отсюда - превращение костей в инструмент гадания.
Отсюда же функции жребия как "суда божьего" - его исходная форма когда-то действительно могла отчасти заменять поединок, указывая на наиболее ценного охотника и воина.
Иными словами, камешек с плевком и сама идея рандомайзера/жребия на самом деле - это не элементарная форма, а продукт длинной эволюции и упорных размышлений. У костра, на котором поджаривался кто-то из соседнего племени - возможно, проигравший поутру в кости.    

= Второй игрой на свете была манкала (7 000 лет) - совершенно безрандомная игра, запечатлевшая переход к земледелию=

Тоже нет. Манкала - африканская по происхождению, в 5000 г. до. н.э. там земледелие существовало только в долине Нила. При этом родина земледелия - Ближний Восток. В этом есть суровая логика: внезапный всплеск  интереса к математике у примитивных земледельцев - это миф. Они зачастую считают намного хуже, чем охотники/рыболовы, имеющие дело с большими объемами добычи. Просто считать каждое зерно бессмысленно, а вот рыбу - вполне здравое занятие. Собиратели, оперирующие примерно теми же предметами, что и земледельцы, иногда не умеют считать ВООБЩЕ - есть-одно два "безматематических" племени. Зато охотничьи/рыболовческие племена, имеющие дело с большим поголовьем "макроскопической"  добычи, зачастую считают довольно лихо (до 1000).
 


=Розетка, дающая право второго хода в Уре, это символ богини Иштар=

Проблема в том, что у шумеров не было богини Иштар как таковой - была Инанна, Иштар - её поздний аккадский вариант. Сама восьми- или многолепестковая розетка - в принципе распространённый символ женского божества. Символика проглядывает, кстати, и в христианских храмах - смотрим хотя бы на фасад собора Парижской Богоматери или план собора Василия Блаженного (точнее, собора Покрова Богоматери). Однако она отнюдь не обязательно именно такова: в христианстве та же розетка - символ ещё и Христа (вифлеемская звезда).  
Вообще это а) символ "стран света" - роза ветров, буддийские миры вокруг горы Меру (карта - Мандала) и т.д. и т.п. вплоть до эмблемы НАТО. В приложении к божеству или правителю он может выступать просто как символ могущества, "глобального" влияния.  
б) смерти-и-возрождения - т.е. "кругового" путешествия по мирам. И, действительно, смерть-и-возрождение очень часто связаны с Великой Богиней - хотя всё же далеко не обязательно. 

Символ, дающий право на дополнительный ход, в принципе может быть истолкован обоими способами.

Tags: квазиисторические записки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments